Порядок прохождения техосмотра автомобиля в Беларуси

Огнетушитель с креплением

Порядок прохождения техосмотра автомобиля в Беларуси

Часто причиной непрохождения гостехосмотра с первого раза становятся не только техническое состояние автомобиля, но и банальная невнимательность и забывчивость автовладельцев. На что обратить внимание перед поездкой на диагностическую станцию за заветной наклейкой на лобовое стекло, читайте в статье.

Сроки действия и периодичность прохождения техосмотра в РБ

Периодичность прохождения техосмотра в Беларуси определяется сроком действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и соответствующей отметкой в документе (сертификате) о прохождении гостехосмотра транспортного средства (отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года) и регламентируется Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении утвержденным Постановлением Совета Министров РБ от 30 апреля 2008 года № 630 О реализации Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О дорожном движении»

  • Для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и других транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, имеющих кроме места водителя больше 8 мест для сидения, транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, транспортных средств, проходить ТО необходимо не позднее чем через 6 месяцев после проведения последнего техосмотра;
  • Для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и больше лет (включая год выпуска), специальных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей и седельных тягачей, а также прицепов и для транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, указанных выше) проходить ТО необходимо не позднее чем через 12 месяцев после проведения последнего техосмотра;
  • Для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), прицепов, с года выпуска которых прошло меньше 10 лет (включая год выпуска), а также для квадроциклов, мотоциклов и мопедов (за исключением транспортных средств, указанных выше) проходить ТО необходимо не позднее чем через 24 месяца после проведения последнего техосмотра.

Пошаговый алгоритм прохождения технического осмотра

Новые правила при прохождении техосмотра анонсированные в январе 2019 года в проекте указа по изменению системы взимания государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении пока не приняты и когда вступят в силу не известно.

По прибытию на диагностическую станцию вам необходимо:

Предоставить в окно приема документы для внесения данных о транспортном средстве и владельце (представителе владельца) в базу данных и систему контроля;

Подтвердить оплату госпошлины за разрешение на допуск к участию в дорожном движении (дорожный сбор). Размер госпошлины за дороги и как оплатить дорожный налог, смотрите по ссылке; С 1 января 2021 года дорожный сбор отвязали от прохождения техосмотра, теперь владельцам автомобилей обяжут платить транспортный налог, размеры ставок, сроки и порядок оплаты смотрите по ссылке.

Оплатить услуги диагностической станции и госпошлину за допуск (за наклейку на лобовое стекло), можно оплатить непосредственно на станции диагностики или заранее через систему ЕРИП;

Пройти технический осмотр на диагностической линии;

Получить диагностическую карту с результатами осмотра;

Предосnавить на проверку документы и пройти сверку марки, модели, цвета, года выпуска, номерных знаков и номеров агрегатов;

Получить разрешение на допуск к участию в дорожном движении транспортного средства (наклейка на лобовое стекло) отметки о прохождении техосмотра в вашей копии диагностической карты и в сертификате техпаспорта. (отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года)

На первый взгляд, кажется все просто, но как говорится дьявол кроется в деталях. Дочитав статью до конца, вы узнаете обо всех подводных камнях при посещении диагностических станций гостехосмотра.

Мелочи, о которых часто забывают автовладельцы

  • Вымойте машину. Для проведения гостехомотра транспортное средство должно быть в чистом виде;
  • Проверьте протекание масла и других технических жидкостей. В случае каплепадения придется приехать повторно после устранения протечки;
  • Долейте жидкость в бачок стеклоомывателя. Без жидкости работу системы очистки стекла проверить не получится;
  • Закрепите аккумулятор. Специальных требований к креплению АКБ, нет. Зафиксировать аккумуляторную батарею допускается самодельным хомутом из проволоки;
  • Проверьте глушитель. Маленькая дырочка на скорость не влияет, но техосмотр не пройдете.

Какие документы нужны для прохождения техосмотра, перечень

действительное водительское удостоверение на управление транспортным средством соответствующей категории и талон к нему (отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года);

свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт);

сертификат к техпаспорту, где ставиться отметка о прохождении гостехосмотра; (отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 год)

«водительскую» (медицинскую) справку – подтверждающую годность к управлению транспортным средством соответствующей категории; (отменен со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года)

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств(«автогражданку»);

квитанцию об оплате госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

Если автомобиль оснащен газовым оборудованием, дополнительно к выше указанному перечню документов необходимо предоставить акт об освидетельствовании газового баллона.

Для автомобилей, оборудованных средствами радио- и спутниковой связи — разрешение органа связи на использование радио- и спутниковой связи при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством.(отменено со 02.01.2020 года согласно указу № 492 от 30 декабря 2019 года).

Что должно быть в машине

На ряду с выявлением технических неисправностей инженеры диагностических станций при прохождении техосмотра особые требования предъявляют к аптечке, огнетушителю и знаку аварийной остановки.

Медицинская аптечка для автомобиля (проверяют перечень и сроки годности вложений);

Огнетушитель должен иметь сертификационное обозначение, быть исправным, с действующим сроком годности;

Знак аварийной остановки проверят на соответствие требованиям Правил ЕЭК ООН № 27(регламентируют внешний вид, размеры и способ установки), отсутствие повреждений.

Что проверяют на линии станций техосмотра

Диагностика состояния транспортных средств на станциях УП «Белтехосмотр» направлена на проверку важных для безопасного участия в дорожном движении систем и агрегатов транспортного средства. Контрольно-диагностические работы регламентирует Технический кодекс установившейся практики «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» (ТКП 309-2011 (02190) детально с которым можно ознакомиться на сайте УП «Белтехосмотр».

Проверка элементов комплектации транспортных средств включает:

визуальный и при необходимости измерительный контроль регистрационных и опознавательных знаков;

визуальный контроль технического состояния спидометра (тахографа);

органолептический контроль технического состояния звукового сигнала;

визуальный контроль медицинской аптечки;

визуальный и при необходимости измерительный контроль технического состояния знака аварийной остановки;

контроль технического состояния огнетушителя.

Проверка тормозной системы включает визуальный осмотр целостности тормозной системы (следы подтекания тормозной жидкости), износ, расслоение резиновых патрубков. Эффективность действия стояночного тормоза. Равномерность усилия тормозных механизмов на колеса, при разности тормозных сил колес на одной оси более 30 % автомобиль считается не исправным.

Проверка рулевого управления включает визуальный осмотр технического состояния элементов системы рулевого управления и измерительный контроль суммарного люфта в рулевом управлении.

Проверка световых приборов включает визуальный осмотр внешних световых приборов, механизмов их включения и измерительный контроль параметров регулировки света фар, силы света, частоты работы указателей поворота и аварийной сигнализации;

Поверка двигателя включает:

измерительный контроль токсичности или дымности отработавших газов;

Токсичность отработавших газов с использованием газоанализатора измеряют на двигателях внутреннего сгорания с принудительным зажиганием (ТС оборудованные бензиновым ДВС).

Дымность отработавших газов с использованием дымомера измеряют на двигателях внутреннего сгора¬ния с воспламенением от сжатия (ТС оборудованные дизельным ДВС).

измерительный контроль герметичности газовой системы питания (если автомобиль с газовой установкой);

органолептический контроль технического состояния системы питания топливом;

органолептический и при необходимости измерительный контроль технического состояния системы выпуска отработавших газов.

Проверка элементов ходовой части включает визуальный контроль технического состояния:

рамы (несущих элементов кузова);

элементов подвесок осей;

защитных устройств, грязезащитных устройств и брызговиков.

Проверка стекол, стекол обтекателей, стеклоочистителей, стеклоомывателей, устройств обогрева и обдува ветрового стекла, солнцезащитных козырьков (штор) включает:

измерительный контроль частоты перемещения щеток стеклоочистителей ветрового стекла;

визуальный контроль технического состояния стекол, стекол обтекателей (лобовых щитков), стеклоочистителей и стеклоомывателей;

органолептический контроль технического состояния устройств обогрева и обдува ветрового стекла, солнцезащитных козырьков (штор);

измерительный контроль коэффициента (степени) светопропускания стекол(тонировка).

Многих автовладельцев интересует вопрос — трещина на лобовом стекле пройду ли техосмотр?

С треснутым лобовым стеклом, сколами с водительской стороны не пропустят. Вот, что прописано в ТКП 309-2011 (02190):

Не допускается наличие на лобовом стекле со стороны водителя трещины (трещин) или других повреждений, находящихся в зоне действия стеклоочистителя.

Требования к шинам (резине) при техосмотре

Шины не соответствуют требованиям при наличии местных повреждений (пробоев, порезов, разрывов), обнажающих корд, расслоение каркаса или брокера, отслоении протектора или боковины, растрескивании от старения резины, неравномерного износа протектора, равномерного износа ниже допустимых размеров.

Шина считается непригодной к эксплуатации, если появился один индикатор износа, расположенный по дну канавки протектора, при равномерном износе или два индикатора в каждом из двух сечений — при неравномерном износе беговой дорожки.

Минимальная допустимая остаточная высота (глубина) рисунка протектора при проведении контрольно-диагностических работ на линии станции Белтехосмотра допускается для летних шин:

  • легковых автомобилей — 1.6 мм:
  • грузовых автомобилей — 1.0 мм;
  • автобусов — 2,0 мм.

В период с 1 декабря по 1 марта на всех колесах автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилях с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусах с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть установлена зимняя резина.

При прохождении техосмотра техническое состояние шин и дисков запасных колес не проверяется.

Проверка технического состояния шин и колес включает:

визуальный контроль технического состояния шин и, при необходимости, измерительный контроль остаточной высоты рисунка протектора шин;

контроль технического состояния дисков и болтов(гаек) крепления колес, ободьев;

правильность установки колес и шин на ТС.

Прохождение техосмотра с повреждениями кузова и лакокрасочного покрытия

Согласно ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» кузов и его ЛКП имеют несоответствия в случаях:

  • наличия значительных внешних повреждений окраски ТС, которые определяются отсутствием покрытия на внешне видимом участке кузова (кабины) ТС , размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм или на трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 20 мм;
  • наличия значительных внешних повреждений деталей кузова (кабины) ТС, которые определяются наличием сквозных механических или коррозионных повреждений внешне видимых элементов кузова (кабины), а также наличием участка кузова (кабины), имеющего повреждение, размер поверхности которого позволяет вписать в него окружность диаметром 100 мм или трех и более таких участков, размер поверхности каждого из которых позволяет вписать в него окружность диаметром 50 мм.

Проверив техническое состояние авто на линии, инженер станции Гостехосмотра после компьютерной обработки полученных данных распечатает диагностическую карту транспортного средства, в трех экземплярах. Первый экземпляр выдается его владельцу, копии хранятся на станции диагностики для учета и хранения.

По результатам проведения контрольно-диагностических работ определяется один из следующих видов технического состояния транспортного средства:

соответствует (исправно с соблюдением необходимых условий и может быть допущено к участию в дорожном движении);

соответствует с замечаниями (определено несоблюдение условий (неисправное или неработоспособное состояние отдельных проверяемых элементов ТС), при которых не запрещается его участие в дорожном движении, однако оказывающих определенное влияние на безопасность дорожного движения);

не соответствует (определено несоблюдение условий (неисправное или неработоспособное состояние проверяемых элементов ТС), при которых запрещается его участие в дорожном движении или существенно влияющих на безопасность дорожного движения).

При отказе в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в диагностической карте транспортного средства производится отметка с указанием причин отказа. При этом в случае отказа в выдаче разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в связи с выявлением признаков видоизменения (уничтожения) регистрационных знаков, маркировок кузова, шасси, рамы транспортного средства, несоответствия их данным, с указанными в техпаспорте, работник УП «Белтехосмотр» извещает об этом органы внутренних дел.

Срок действия диагностической карты техосмотра

Диагностическая карта, выданная станцией на которой проводился техосмотр, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ и при наличии в указанной карте соответствующей отметки – основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

В случае если по результатам проверки установлено, что транспортное средство не соответствует требованиям ТНПА, транспортное средство необходимо предоставить для повторного проведения техосмотра не позднее двадцати дней после даты предыдущего проведения технического осмотра. При повторной проверке проводятся контрольно-диагностические работы только в отношении узлов, систем, внешнего вида и комплектации транспортного средства, которые при предыдущем проведении техосмотра признаны не соответствующими требованиям ТНПА и согласно установленному на станции прейскуранту, оплачивается только эта процедура.

Если в течение 20 дней у вас не получится устранить выявленную неисправность, предоставить недостающие документы или по каким-то причинам вы не успеете приехать в пункт прохождения гостехосмотра, вам придется снова пройти контрольно-диагностическую линию в общем порядке и оплатить полную сумму за услуги проверки.

Можно ли ездить с диагностической картой без техосмотра

Нет нельзя. В административном законодательстве нет такого понятия, как диагностическая карта. Наличие диагностической карты со станции техосмотра о проведении контрольно-диагностический работ не является документом, подтверждающим факт получения разрешения на допуск транспортного средства к дорожному движению. Простыми словами, если вас остановит сотрудник ГАИ, а у вас на руках только карта и в ней написано, что автомобиль соответствует техническим требованиям, а допуска на участие ТС в дорожном движении и отметки в единой базе о прохождении техосмотра нет, штраф придется заплатить.

Наклейка на лобовое стекло о прохождении техосмотра

Разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении размещается в правом нижнем углу ветрового стекла транспортного средства по ходу его движения. Разрешение, выданное на допуск к участию в дорожном движении прицепа (полуприцепа), мотоцикла, хранится у владельца.

Обязательно ли в РБ клеить наклейку техосмотра на лобовое стекло

В правилах дорожного движения не предусмотрено обязательное наличие наклейки на лобовом стекле в правом нижнем углу (со стороны пассажира). Однако, отсутствие наклейки может послужить причиной для остановки и проверки документов сотрудниками ГАИ.

Прохождение техосмотра на новом автомобиле

Владелец нового автомобиля не позднее десяти дней после его государственной регистрации должен обратиться на любую диагностическую станцию УП «Белтехосмотр» за выдачей разрешения на допуск автомобиля к участию в дорожном движении. До посещения станции диагностики технического состояния ТС необходимо оплатить госпошлину за дороги на 2 года в соответствии с установленным для вашего автомобиля тарифом С 1 января 2021 года дорожный сбор отвязали от прохождения техосмотра, теперь владельцам автомобилей обяжут платить транспортный налог, размеры ставок, сроки и порядок оплаты смотрите по ссылке.  Машина должна быть укомплектована в соответствии с требованиями ПДД автомобильной аптечкой, огнетушителем и знаком аварийной остановки, при себе нужно иметь документы необходимые для прохождения процедуры.

Порядок прохождения техосмотра нового автомобиля

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630, в отношении транспортного средства, с года выпуска которого прошло не более двух лет, включая год выпуска, контрольно-диагностические работы не проводятся.

Прохождение техосмотра после регистрации авто в ГАИ

После государственной регистрации транспортного средства (постановки авто на учет) в ГАИ, во избежание уплаты штрафа за участие в дорожном движении без техосмотра, не позднее 10 дней вам необходимо обратиться на любую диагностическую станцию не зависимо от места прописки. В каталоге организаций сайта компании «АвтоВыкуп 24» вы найдете время работы, телефоны и адреса диагностических станций Гостехосмотра, где можно пройти техосмотр в вашем регионе.

При покупке машины с действующим техосмотром можно перенести отметку техосмотра без уплаты дорожного налога.

Стоимость техосмотра в 2021 году в РБ

Стоимость прохождения техосмотра складывается из 3 платежей:

Госпошлина за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении (уплата за дороги);

С 1 января 2021 года дорожный сбор отменили, теперь он ее привязан к прохождению техосмотра.

Оплата диагностических услуг станции техосмотра (цена зависит от типа транспорта, вида топлива и установленных тарифов на конкретной диагностической станции). Средняя стоимость для легкового автомобиля от 20 до 30 белорусских рублей;

Оплату можно произвести через систему ЕРИП, воспользовавшись пошаговой инструкцией для оплаты техосмотра на всех диагностических станциях, принадлежащих УП «Белтехосмотр», но во избежание путаницы настоятельно рекомендуем производить оплату непосредственно на диагностической станции.

Госпошлина за выдачу разрешения на допуск к участию в дорожном движении (наклейку на лобовое стекло). Размер платежа составляет 0,3 базовой величины, можно оплатить на месте прохождения технического осмотра или через платежную систему ЕРИП.