— Вам для дела или чтобы техосмотр пройти? — поинтересовался усатый дядька, у которого я несмело спросила о цене «огнетушителя», представленного на торговой раскладушке в соседстве с колесными колпаками, насадками для мотыг и противоблошиными ошейниками. Ассортимент товаров, конечно, наталкивал на определенные сомнения, но в провинции, где дела с приобретением автомобильных огнетушителей обстоят крайне напряженно и выбора нет практически никакого, брезговать не приходится. Можно было, конечно, одолжить у кого-нибудь, но мне всенепременно хотелось иметь свой.



— Этот дешевле, зато этот железный, — продолжал вещать он, поочередно «взвешивая» в руках красные баллоны.
— И вся разница?
— А это ты уже у пожарных спросишь, они больше знают. А у меня берут эти, — и он выбросил вперед руку с пластмассовой колбой.

Сэкономить и не прогадать?
Тот факт, что абсолютное большинство автолюбителей покупает автомобильные огнетушители лишь для того, чтобы пройти техосмотр, не отрицают даже сами пожарные. Оно и понятно: хороший огнетушитель стоит недешево, а проверять его в деле, возможно, никогда не придется (что, конечно, к лучшему). К тому же через несколько лет он потребует перезарядки, что тоже будет стоить денег. Поэтому, как говорится, зачем платить больше, если не видно разницы? Тем более что и предъявляемые требования категоричны лишь в части массы автомобильного огнетушителя — она должна составлять не менее двух килограммов. Поэтому неудивительно, что народ отдает предпочтение пусть и не внушающим доверия, но менее дорогим, утешаясь тем, что раз они допущены к использованию, то должны обеспечивать хотя бы мало-мальскую пожарную безопасность. О том, что сможет потушить такой огнетушитель, задумываются немногие. Как не хочется думать и о том, что в самый ответственный момент он может вообще не сработать.
Справедливости ради стоит отметить, что оказаться бесполезными могут не только дешевые огнетушители. Просто шанс напороться на некачественный товар тем выше, чем ниже цена, — это жизненная истина, которая применительно к огнетушителям не раз подтверждалась опытным путем. Второй момент, существенно влияющий на работоспособность, — своевременное и качественное обслуживание. Редкий автолюбитель припомнит, когда покупал огнетушитель, а его корпус бывает настолько затерт от свободного перемещения по багажнику, что определить установленную дату перезарядки оказываются не в состоянии даже сотрудники диагностической станции. Хитрый водитель быстренько превращает этот факт в преимущество, а у умного появляется повод задуматься.

Выбор невелик, но принципиален
Если соображения безопасности являются решающими в приобретении огнетушителя, то профессиональные огнеборцы советуют отдавать предпочтение 5-литровому углекислотному (хладоновому). В случае чего он отработает на 100% и не выдохнется на 10-й секунде, как это бывает с «маломерками».
Что касается огнетушителей, которыми традиционно комплектуются автомобили, то их по большому счету всего два вида: порошковые и углекислотные. Несмотря на то что предназначение у всех огнетушителей одно — прекратить доступ кислорода к очагу горения, устройства разных видов обеспечивают нужный эффект по-разному. Порошок, закрывая поверхность, прекращает доступ кислорода физическим путем и препятствует повторному воспламенению. Углекислота кроме прекращения доступа кислорода еще и охлаждает.
Помимо классификации по наполнителю огнетушители делятся еще в зависимости от принципа активации и бывают закачными, капсульными и с газогенерирующим элементом, но это не имеет решающего значения, главное — чтобы в нужный момент все сработало и внутри баллона образовалось избыточное давление, которое обеспечит содержимому выход наружу.
Оба вида огнетушителей имеют как свои достоинства, так и недостатки. И первое из видимых различий — стоимость: углекислотный почти в два раза дороже порошкового. Преимущество первого — в эффекте охлаждения и способности проникать в труднодоступные места, куда порошок может не добраться, но он не препятствует повторному воспламенению. Порошок же, распыляясь, покрывает поверхность, не дает огню вернуться, но действует весьма локально, а при использовании в ветреную погоду его и без того невысокая эффективность может быть сведена к нулю. Углекислота, испаряясь, не оставляет следов, а порошок, представляющий собой смесь химических веществ, может изрядно испортить даже то, что удалось отвоевать у огня, не говоря уже о его попадании на открытые участки тела. Поэтому порошковым огнетушителем нужно пользоваться с расстояния 2-3 м, а углекислотный нельзя держать за металлический раструб, потому что газ при выходе наружу достигает температуры минус 70 градусов, что может вызвать обморожение. Ну и общий для обоих огнетушителей недостаток — снижение и даже потеря эффективности в процессе хранения: порошок со временем слеживается, а углекислота понемногу «стравливает» из баллона.

Важные мелочи
К сожалению, удостовериться в работоспособности огнетушителя до его покупки невозможно. Единственное, что может сделать покупатель, — аккуратно и осторожно проверить, насколько свободно извлекается чека, приводящая устройство в состояние боевой готовности. Это важно, потому как в момент пожара будет вдвойне обидно, если ее вообще не удастся извлечь.
Логичнее всего отправиться за огнетушителем в специализированный магазин, потому как, спросив у усатого дядьки на рынке, имеется ли у него разрешение МЧС на реализацию средств пожаротушения и сертификат на товар, вы рискуете как минимум быть заподозренным в связи с определенными органами и структурами, как максимум — получить уверения в том, что «все есть, только сейчас все документы у другого продавца на другой точке». В итоге можно приобрести абсолютно бесполезное устройство, а претензии предъявить будет некому. В магазине шанс нарваться на некачественный товар невелик, к тому же нас защищает закон о правах потребителя, согласно которому недовольный покупатель может предъявить претензии как магазину, так и производителю.
Условия хранения автомобильного огнетушителя имеют значение не только при защите своих имущественных интересов, но и с позиции безопасности. Держать его нужно если не под рукой, то в легкодоступном месте, желательно, чтобы он был закреплен и не катался где-то под сиденьями или в багажнике, что помимо повреждений корпуса может привести к деформации и заклиниванию чеки. Ну и, понятное дело, он не должен нагреваться на солнце. Если на огнетушителе есть индикатор давления, нужно отслеживать его показания и вовремя отвозить устройство на «реанимацию».
Купив огнетушитель, неплохо сразу же ознакомиться с инструкцией по его применению. В зависимости от вида и способа активации порядок и время действия каждого конкретного устройства могут немного отличаться, поэтому будет неплохо запомнить, как работает именно ваш.

Вместо заключения
У того дядьки с рынка я огнетушитель не купила — не доверяю усатым мужчинам. После общения со своими друзьями из «органов и подразделений» я заказала себе «углекислотник» в качестве подарка. И вот сейчас смотрю на него и думаю: да не покинет меня в случае чего самообладание и да пребудет со мной сила джедая!..

Какой выбрать?
Рейтинг эффективности огнетушителей, которые могут быть использованы для автомобиля и гаража, по мнению профессионалов:
1-е место — огнетушитель углекислотный: ОУ-2, ОУ-3, ОУ-5, ОУ-10;
2-е место — огнетушитель порошковый закачной (с манометром): ОП-2, ОП-3, ОП-5, ОП-10;

В маркировке огнетушителя цифры обозначают объем баллона: чем он больше, тем эффективнее устройство. При выборе следует также обратить внимание на то, для тушения пожаров каких классов предназначен тот или иной огнетушитель: чем шире «диапазон» действия, тем лучше.
Пожар класса А — горение твердых веществ.
Пожар класса В — горение жидкостей.
Пожар класса С — горение газообразных веществ.
Пожар класса Е — горение объектов, находящихся под напряжением.